Движение в колонне

Поездки в компании происходят достаточно часто, и не важно, будь это грандиозное мероприятие или решили прокатиться по городу пятеро друзей. Важно осознать, что есть правила и тактики управления в группе, и все они направлены на безопасность. В движении группы важна дисциплина и четкие правила. Чтобы колонна двигалась как слаженный механизм, не создавая дискомфорта другим участникам дорожного движения и друг другу, перед поездкой должен быть обговорен маршрут, остановки, скорость движения, соблюдение ПДД, в каком порядке и в каком интервале будут двигаться участники. Желательно поддерживать связь друг с другом при помощи гарнитуры или договариваться о действиях с другими участниками движения при помощи жестов. Правила обсуждаются перед началом поездки, тогда же нужно выбрать, кто будет возглавлять и замыкать колонну. На возглавляющего колонну ложится большой груз ответственности за жизни и здоровье людей, двигающихся в группе. От него зависит, с какой скоростью будет двигаться группа, будут ли проскакивать перекрестки на красный сигнал светофора из боязни отстать от группы. Для этого к выбору ведущего колонны нужно подойти серьезно и выбрать человека с большим опытом, с лидерскими качествами и ответственного. Роль возглавляющего колонну заключается в обеспечении безопасной поездки всей группы на протяжении всего маршрута. Когда вас выбрали на роль возглавляющего, вы должны рассказать о тех правилах, которые будут действовать на протяжении всей поездки. Группа должна понять, что вы старший и ваши решения должны исполняться, тогда во время движения колонны не будет хаоса, например: «я забыл заправиться» или «захотел в туалет» — и рванул из колонны, через встречку на заправку. Обсуждая скорость движения, вы должны осознавать, что вы уже не одинокий юркий мотоциклист, который может с легкостью маневрировать в междурядье, — вы водитель большого грузовика с прицепом и обязаны думать за всю длину своего состава. Колонна должна двигаться со скоростью потока транспорта и с минимальным количеством перестроений. Безопасное расположение мотоциклистов во время движения в колонне — это шахматный порядок с интервалом в две секунды от впереди движущегося мотоциклиста, несмотря на ПДД, разрешающие движение двух мотоциклистов в одной полосе движение. Расстояние может уменьшаться до одной секунды, в зависимости от скорости движения потока, с учетом реакции человека.

Движение в колонне. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

Занимая двумя мотоциклистами один ряд движения, вы ограничиваете друг другу маневренность и вынуждены отвлекать внимание на сохранение расстояния с рядом движущимся мотоциклистом, кратковременно теряя зрительную информацию о движении.

Движение в колонне. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

Откуда пришло понимание о движении на расстоянии двух секунд? Давайте вспомним про реакцию человека: она составляет от 1 до 1,5 секунды, с начала видимости до начала действия. У водителя есть короткий запас времени для более спокойного принятия решения. Если дорога сужается или содержит большое количество поворотов, то колонна должна перестроиться в линейное расположение для тактически правильного прохождения скоростных поворотов.

Движение в колонне. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

Очень важное правило и связанная с ним частая ошибка во время движения в компании — это направление траектории взгляда. Многие водители смотрят в спину впереди идущего мотоциклиста, лишая себя информации о дорожном движении и своей личной траектории. Водитель, смотрящий в спину впереди идущего мотоциклиста, повторяет его ошибки. Вы должны понимать: если движущийся впереди мотоциклист делает грубую ошибку, то у вас не будет известной траектории объезда, а на принятие решения вам потребуется 1,5 секунды. Съезды на заправку должны быть оговорены заранее, и их местоположение должно быть по направлению движения. Недопустима остановка группы мотоциклистов в левой полосе оживленного движения, для пересечения встречной полосы. Здесь как минимум две подстерегающих вас опасности: быть сбитыми сзади отвлекшимся водителем или риск пересечения полосы встречного движения. 

Обязанности возглавляющего. Начинать движение колонны медленно, не ускоряя движение, до момента начала движения замыкающего колонны. Если, начав движение, сразу выйти на оговоренную скорость, колонна сильно растянется, и отстающим придется агрессивно налегать на газ на старте, это приведет к хаосу в начале движения колонны. Возглавляющий обязан как можно раньше рассчитывать трафик движения. Увидев мигающий зеленый сигнал светофора, он не должен ускоряться или резко тормозить. Его задача — заблаговременно начать снижение скорости для плавной и спокойной остановки всей колонны. Интенсивное торможение может привести к экстренному торможению участников в конце колонны. Если возглавляющий проскочит перекресток, часть колонны может поехать на красный сигнал светофора, а другая часть останется стоять, а после начнет догонять колонну, превышая все разумные скоростные режимы. Оба варианта далеко не безопасны для участников дорожного движения. Если часть колонны проехала на светофор, а часть осталась на перекрестке, вы не должны останавливать колонну на обочине, создавая помеху для транспорта. Вы должны продолжить движение, снизив скорость, давая группе возможность спокойно вас догнать. Возглавляющий обязан заблаговременно сообщать колонне о планировании изменения траектории движения и об обстановке на дороге. Для перестроения в другой ряд нужно выбирать возможность для перестроения всей колонны и сообщать о совершении данного маневра своему помощнику, замыкающему колонну. О снижение скорости, опасности на дороге или объезде предмета нужно сообщать заблаговременно, жестами, указателями поворотов и стоп-сигналом. 

Роль помощника, замыкающего колонну. Замыкающий видит всю картину движения колонны и во время изменения ситуации в колонне обязан сообщать по гарнитуре возглавлявшему, тем самым облегчив ему контроль за движением колонны. Во время перестроения он обязан заблаговременно начать маневр, сообщив возглавлявшему о возможном безопасном перестроении, снизив возможность вклинивания в колонну другого транспорта. 

Роль движущихся в колонне за возглавляющим. Если у вас небольшой опыт движения в колонне, лучше занять позицию ближе к возглавлявшему — это облегчит ваше движение в группе. Чем дальше вы находитесь в колонне, тем сложнее удерживать ровную скорость движения. Получив сигнал от возглавляющего, незамедлительно передайте его остальным участникам движения. Перестроение в соседнюю полосу начинается с замыкающего, это позволит снизить возможность вклинивания в колонну другого транспорта. Перестроение колонны, замыкающий должен согласовать с возглавляющим. После перестроения замыкающего, возглавляющий должен сообщить о планировании совершения маневра, при помощи включения сигнала указателя поворота. После кратковременной паузы, возглавляющий колонну осуществляет маневр перестроения, убедившись повторно в безопасности маневра. Пауза, между включением сигнала поворота и маневром возглавляющего колонну, нужна для передачи информации всей колонне о предстоящем маневре. Перестроение в соседнюю полосу движения, должно осуществляется синхронно, избегая сильного сближения дистанции с другими участниками движения. После опережения движущегося транспортного средства с меньшей скоростью, при отсутствии возможности перестроения в правую полосу всей колонны одновременно, каждый участник колонны должен сохранить скорость движения во время перестроения. Это действие позволит увеличить дистанцию между мотоциклистом и опережаемым транспортом, а также даст возможность перестроиться, другим участникам движения колонны. Если один из участников колонны изменил положение в ряду или выбыл из колонны, предупредите других о перестроении и займите положение в ряду, сохраняя шахматный порядок. Восстановление шахматного порядка происходит с помощью линейного опережения. Для этого необходимо увидеть команду разрешающую опережение или выбрать безопасный прямолинейный участок дороги. Перед осуществлением опережения необходимо убедиться в безопасности выполняемого маневра. По возможности минимизируйте диагональное перестроение в ряду. Такой маневр, приводит к изменению скорости движения (рваному темпу) и кратковременному сближению участников движения в колонне. Кратковременное сокращение дистанции, с учетом времени реакции человека и разного уровня подготовки водителей, становится опасным. Диагональное перестроение в колонне, вызывает повышенную концентрацию внимания, что приводит к снижению контроля за общей дорожной обстановкой. Диагональное перестроение допустимо в хвосте для двух участников завершающих колонну или во время осуществления маневра (перестроение в линию; восстановление шахматного порядка; при перестроении в другую полосу движения). Во время движения в колонне необходимо следить за интервалом движения и корректировать его, удерживая дистанцию в две секунды. 

Жесты. Все жесты, показываемые возглавляющим, должны сразу же передаваться последовательно по расположению в колонне, от начала до конца.

Движение в колонне. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

О наличии на дорожном полотне ямы или стороннего предмета, необходимо сообщить об этом по гарнитуре или при помощи жеста. Указание на наличие ямы и места ее нахождения, можно при помощи смещения ноги в сторону. Водитель смещает правую или левую ногу, в зависимости от места расположения опасного участка дороги относительно движения мотоциклиста.

Информация взята из книги: «Управление мотоциклом: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ» 

Идет запись на сезон обучения 2025. По всем вопросам звоните или пишите по тел. +7-911-768-16-00, +7-921-774-50-41