Общее устройство механизмов мотоцикла
![Общее устройство механизмов мотоцикла. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен](https://i.wfolio.ru/x/HguZuT-2mFUHd58PsF2DjvdqqzAWl5e7/WLtdJexln5Q4_nqckj_ryzXwbFZY2swG/_kHW7T6KQd3alHjVeYdKtJ5nOkFflKCc/THneK5tvYUvZu8kcU3LQaoF1OhJT91f5/De4Ows8MVmnMuZrHDyUDWg.jpg)
1 — цилиндр ДВС; 2 — поршень ДВС; 3 — коленчатый вал ДВС; 4 — цепная передача ДВС; 5 — сцепление; 6 — первичный вал МКПП; 7 — вторичный вал МКПП; 8 — механизм переключения передач; 9 — цепная передача; 10 — заднеприводное колесо мотоцикла, а — двухтактный одноцилиндровый ДВС; б — четырехтактный одноцилиндровый ДВС; в — двухтактный двухцилиндровый ДВС с оппозитным расположением цилиндров; г — четырехтактный двухцилиндровый ДВС с рядным расположением цилиндров; д — четырехтактный двухцилиндровый ДВС с V-образным расположением цилиндров; е — четырехтактный четырехцилиндровый ДВС с рядным расположением цилиндров
Чтобы понять, для чего нужно столько рычагов и что заставляет заднее колесо вращаться с разной скоростью, мы разберем все поэтапно. Начнем с того, откуда зарождается вращение. В тот момент, когда вы нажимаете кнопку «пуск», начинает вращение стартер, который приводит к вращению коленчатый вал. Коленчатый вал через шатуны толкает поршень или поршни (в зависимости от количества цилиндров). Пока поршень двигается вверх по цилиндру, в цилиндр поступает смесь бензина и воздуха (из карбюратора или инжектора, в зависимости от комплектации двигателя). Когда поршень доходит до верха и сжимает эту смесь в камере сгорания, сжатая смесь воспламеняется свечой зажигания, что приводит к повышению давления в камере сгорания, и это давление толкает поршень вниз. В этот момент стартер выходит из зацепления, так как в нем больше нет необходимости. Двигатель работает.
![Общее устройство механизмов мотоцикла. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен](https://i.wfolio.ru/x/DeNdvbN3CyHHZoZJEKAtRgL_e-zgnOQL/8QobGNx9RQbg3ZgJsA1d2_Q8A2JdNstZ/jiJwkTQTo2JrN6pCW2VQjzMwPB-TBoKb/l8V9eo2tvzDEWr9p8IWyhLVMzq0xjlSL/1kjauckTMavV3c4f8eaqIw.jpg)
Отработанные газы выталкиваются в глушитель. Поршень опускается вниз и снова устремляется вверх, заставляя вращаться коленчатый вал. На коленчатом валу находится шестерня (ведущая шестерня моторной передачи), которая находится в зацеплении с ведомой шестерней моторной передачи. Ведомая шестерня является одним целым с ведущей муфтой корзины сцепления.
![Общее устройство механизмов мотоцикла. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен](https://i.wfolio.ru/x/fdc4QRqnqudDq2xLyXnI4uB1IybhmtZ2/s4Qpprzss0JempgCi-l7cKDJ2DXveFgh/jnitRO4t2WfjV_Y-MB-RBnnJ0w-kJPhH/EYxwZ9T3x5o5wNfeJ_aPpBawLdR5I_OZ/aNr8q7gd6J1ZKCOlmRvyFQ.jpg)
Рассмотрим, для чего служит сцепление и как оно работает. Работа сцепления заключается в том, чтобы обеспечить возможность переключать передачи, отсоединяя вращение коленчатого вала от первичного вала МКПП. На рисунке вы видите, что коленчатый вал вращает муфту корзины сцепления, а она, в свою очередь, соединена с первичным валом через механизм сцепления. Вот этот механизм и служит для того, чтобы отсоединить на время переключения передач вращение. Давайте рассмотрим, как работает механизм сцепления.
![Общее устройство механизмов мотоцикла. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен](https://i.wfolio.ru/x/ZKx0PffWAA7f3IArX0v3AhFiqWGhflHh/kDQ0mieSDtsRVAOKdJyRPD45OBjrKt66/_q79ceXjIKklmmin0GUnB4ItL8VddU8D/uFkcs_D-0V7Bm6yw77y9PyzGZS6WSioh/1lQCCy3c9-OrJI3Dfu8v-A.jpg)
1 — машинка ручного выжима сцепления; 2 — трос выжима сцепления; 3 — шток выжима сцепления; 4 — ведущая муфта корзины сцепления; 5 — ведомая муфта сцепления; 6 — фрикционы; 7 — металлические диски сцепления; 8 — прижимные пружины; 9 — прижимная крышка сцепления; 10 — первичный вал МКПП
Мы уже разобрались, что ведущая муфта корзины сцепления находится в постоянном вращении. Внутри этой корзины находятся фрикционы (ведущие диски сцепления), металлические диски сцепления (ведомые диски) и внутренняя часть корзины сцепления (ведомая муфта сцепления). Фрикционы находятся в постоянном зацеплении с ведущей муфтой сцепления, а металлические диски находятся в постоянном зацеплении с ведомой муфтой сцепления. Ведомые диски сцепления находятся между фрикционами (ведущими дисками сцепления). Весь этот пакет дисков сжат пружинами, и за счет этого ведомая муфта находится в соединении с ведущей муфтой сцепления, что приводит к вращению первичного вала МКПП. Когда мы нажимаем на рычаг выжима сцепления, то происходит разъединение из сцепления фрикционов с металлическими дисками, тем самым ведущая муфта корзины сцепления отъединяется от ведомой муфты. Так как ведомая муфта корзины сцепления находится в постоянном зацеплении с первичным валом КПП, при разъединении муфт сцепления коленчатый вал перестает передавать вращение первичному валу МКПП. При отпускании рычага сцепления пружины сдавливают пакет дисков сцеп- ления, что приводит снова к сцеплению муфты, вследствие чего коленчатый вал снова передает свое вращение первичному валу МКПП.
![Общее устройство механизмов мотоцикла. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен](https://i.wfolio.ru/x/fdc4QRqnqudDq2xLyXnI4uB1IybhmtZ2/s4Qpprzss0JempgCi-l7cKDJ2DXveFgh/jnitRO4t2WfjV_Y-MB-RBnnJ0w-kJPhH/EYxwZ9T3x5ppqZIgFBlML6XGYlpq9XAR/gfMYnU9hyLGiY80OZ43H1w.jpg)
Информация взята из книги: «Управление мотоциклом: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»