Принцип работы МКПП и главной передачи

Теперь рассмотрим, как работает МКПП. Любая коробка передач служит для того, чтобы изменять частоту вращения ведущего колеса при одних и тех же оборотах двигателя. Рассмотрим устройство МКПП: она состоит из первичного вала, который находится в зацеплении с ведомой муфтой сцепления, и вторичного вала. Как на первичном, так и на вторичном вале имеется набор шестерней, которые в зависимости от выбранной передачи соединяют между собой первичный и вторичный вал. В зависимости от выбранной скорости шестерни, находящиеся в зацеплении первичного и вторичного вала, имеют разное передаточное число. Благодаря этому изменению передаточных чисел и меняется скорость вращения. В зависимости от устройства МКПП ведомая звезда цепной передачи может находиться в зацеплении как на вторичном валу, так и на первичном. Принцип МКПП остается прежний, меняется механизм первичного вала и работа выбора передач на МКПП с ведомой звездой цепной передачи, находящейся в зацеплении на первичном валу. Управление выбором передач остается прежнее.

Работа МКПП. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

На большинстве современных мотоциклов стоит устройств МКПП с использованием вторичного вала для передачи крутящего момента ведущей звезде цепной или ременной передачи. Ведущая звезда, вне зависимости от типа передачи — ременной или цепной, — передает вращение на ведомую звезду, которая в свою очередь находится в зацеплении с задним колесом мотоцикла. Также на мотоциклах устанавливаются карданные передачи, которые передают вращение от МКПП до заднего колеса. Мы разобрали принцип образования вращения в двигателе, которое переходит в МКПП и с нее на заднее колесо мотоцикла.

Цепная, карданная и ременная передачи.

Работа МКПП. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

1 — ведущая звездочка; 2 — цепь; 3 — ведомая звездочка (на колесе); 4 — упругая муфта; 5 — вилка со шлицевой посадкой на карданном валу; 6 — карданный вал; 7 — карданный шарнир; 8 — мост (конический редуктор); 9 — ведомый шкив (на колесе); 10 — ремень зубчатый; 11 — ведущий шкив

На двухколесных транспортных средствах, помимо МКПП, применяется механизм изменения передаточного числа под названием вариатор. У вариатора кардинально другой механизм изменения передаточного числа вращения, передаваемый от вращения коленчатого вала к вращению зад- него колеса. Вариатор состоит из двух раздвижных шкивов и клинового ремня. Принцип работы вариатора основан на смещении одной стенки шкива при помощи воздействия на нее центробежной силы. Во время холостых оборотов двигателя на ведущем шкиве ремень движется по малому радиусу, а на ведомом шкиве — по большому. Во время увеличения оборотов двигателя происходит смещение одной стенки ведомого шкива под воздействием центробежной силой, вытесняя ремень. От увеличения вращения оборотов двигателя зависит увеличение радиуса на ведомом шкиве, по которому движется ремень. Вследствие увеличения диаметра на ведомом шкиве происходит плавное увеличение передаточного числа вращения, передаваемого от ведомого шкива к ведомому. В связи с увеличением оборотов вращения ведомого шкива под воздействием центробежной силы происходит смещение одной из стенок ведомого шкива. Это смещение приводит к уменьшению радиуса рабочей поверхности ремня на ведомом шкиве, что в свою очередь приводит к плавному увеличению передаточного числа вращения, передаваемого от ведомого шкива к ведомому. Таким образом происходит увеличение скорости движения двухколесного транспортного средства с вариатором. Снижение скорости происходит в обратном порядке. Во время снижения оборотов вращения коленчатого вала снижается центробежная сила, что приводит к изменению диаметров рабочих поверхностей шкивов в обратную сторону.

Работа МКПП. Занятия по безопасному управлению мотоциклом Владимир Оллилайнен

1 — раздвижной ведущий шкив; 2 — раздвижной ведомый шкив; 3 — клиновой ремень; 4 — прижимная пружина; 5 — грузики; 6 — сцепление; 7 — колодки

На вариаторе ведомый шкив напрямую связан с вращением заднего колеса. От количества оборотов коленчатого вала и изменения передаточного числа при помощи вариатора будет зависеть скорость вращения заднего колеса. 

Информация взята из книги: «Управление мотоциклом: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ» 

Идет запись на сезон обучения 2025. По всем вопросам звоните или пишите по тел. +7-911-768-16-00, +7-921-774-50-41